Экологическое образование
Экологизация
- подача изучаемого материала, при которой элемент экологии становится
ясным и более развернутым, ориентирующим на формирование экологического
сознания и экологической культуры.
Задачи экологического образования:
- Формирование знаний об экосистеме Земли
- Становление экологической культуры личности
-
Развитие способности экологического мышления
МОУ Ак-Дашская СОШ реализует экологическое образование в начальной,
основной и средней школе по следующим видам деятельности:
Урочная деятельность: В начальной школе это курсы
"Зеленая планета". Для основной и средней школы традиционные уроки с
элементами экологизации.
Внеурочная
деятельность: Разработан проект под названием "Ознакомление с
природой родного края через экологическую тропу для учащихся с 1-8 классы на
2005-2010 учебные годы.
Название проекта:
Ознакомление с природой родного края через экологическую тропу для
учащихся с 1-8 классы
Руководитель проекта:
Донгак Екатерина Самдынована
Название организации:
МОУ Ак-Дашская СОШ
Сроки реализации:
2005-2010
География проекта:
село Ак-Даш Сут-Хольского кожууна
Целевые группы:
учащиеся с 1 по 8 классы, в количестве 104 человек, проявившие интерес к
изучению родного края
I.
Актуальность проекта
По мнению организаторов
проекта, проблемная ситуация заключается в том, что сегодня когда знание
учащихся по экологии в современном мире играют не последнюю роль в
возможности самореализации человека. Юные жители села, в силу объективных
обстоятельств, не могут применять и совершенствовать умением общения и
взаимодействия с окружающим миром способствует развитию свободной,
автономной личности, способной к самовыражению и самореализации.
Осуществление проекта является одной из основных задач для формирования у
подрастающего поколения понимания своего органичного единства с окружающей
средой и убеждения в том, что улучшение жизни зависит, прежде всего, от
сохранения среды обитания.
Природа, природные объекты
воздействуют на все органы чувств человека , делают его добрее, мягче,
оказывают психотерапевтическое действие. Близкое знакомство с объектами
природы формирует у сельских школьников собственные интересы и склонности,
что играет существенную роль и в профессиональной ориентации учащихся.
Актуальность использования
природы объясняется и экологическими проблемами. Проблемы окружающей среды
приобретает глобальный характер.
Природа выступает одновременно
как педагогическое средство воспитания сельских школьников и как объект
окружающей среды, нуждающийся в охране и заботе. Это предполагает усиление
экологической направленности педагогического процесса в сельской школе.
В нашей школе экологическое
воспитание стало основой программы воспитания учащихся.
Примером может служить
создание «экологических троп».
Наша школа расположена в
непосредственной близости от реки Хемчик и большого лесного участка, по
которым педагогам-экологам разработан маршрут экологической тропы.
Частью практической работы на
местности можно считать создание экологической тропы. Во время работы на
ней школьники на практике знакомства и усваивают нормы и правила
безопасного и рационального природопользования, участвуют в работе по
удалению и захоронение мусора.
В настоящее время существует 8
экологических троп. В течение года ребятам будет представлена возможность:
больше узнать о красоте природы, понимать ее ранимость, беззащитность перед
человеком. Они ведут дневники, изучают особенности наиболее часто
встречаемых растений, насекомых. Дети наблюдают природу в разные сезоны
года, живут в ней, наслаждаются ею.
Главным по замыслу
автора проекта, станет знакомство, общение учащихся с природой.
Цель:
-
Привлечение учащихся к проблемам
охраны окружающей среды, изучение родного края;
- Формирование экологической
культуры и экологического мировоззрения в школьной среде и среди жителей
села;
- Воспитание социально-активной,
творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и
бережно относится к ним
Новизна проекта:
Функционирование экологических
троп направлена на:
-
воспитание человека, подчиняющейся и умеющей жить по законам природы
-
обучение учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с
заботливым, бережным отношением к земле.
-
формирование исследовательского, аналитического мышления школьников.
Гипотеза:
-Если создать
экологическую тропу по классам, то поднимется интерес учащихся к
исследовательским работам;
-Улучшится
отношение к окружающей среде: животным, растениям, насекомым;
-Поднимется
инициатива для разработки перспективных программ работы по экологическому
воспитанию
Цель:
Создание условий для образовательного самоопределения учащихся, проявляющих
интерес к изучению родного края через экологические тропы
Задачи:
1.Закрепление
имеющего интереса к изучению родного края через экотроп;
2.
Воспитать любовь и бережное отношение к
природе родного края;
3.
формировать навыки поведения на природе, заботы о природе и ее обитаниях
4.расширять знания детей о каждого объекта природы
развивать эстетические чувства, воображение, внимание
Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта
возможны следующие результаты:
- Повысится
интерес к изучению родного края;
- Формируется
у детей элементарное представление о существующих в природе взаимосвязах;
- Разработаны
механизмы по исследовательской деятельности учащихся;
- Обеспечена
доступность экологического образования для учащихся 5-8 классов;
-
Разработан комплекс средств обучения для формирования экологических
знаний в ходе изучения экотроп;
- Будет
обновлено содержание деятельности ОУ, работающих в данном направлении;
Финансирование производится
за счет средств, выделенных на содержание ОУ
№ |
Основные мероприятия |
сроки |
Источник их финансирования |
Сумма
( в рублях) |
1 |
Вывеска плакатов на экотропах
|
Сентябрь-май |
Сумонная администрация |
100 |
2 |
Награждение победителей операции
«Зеленая аптека» |
Октябрь |
Попечительский совет |
200 |
3 |
Проведение и
награждение победителей НПК «Исследователи окружающей среды» |
апрель |
Попечительский совет |
200 |
4 |
Конкурс «Лучшая экотропа» |
Май |
Сумонная администрация |
300 |
Приложение 1
Распределение экологических
троп по классам
класс |
ФИО руководителя |
экотропы |
1 |
Монгуш Шончалай О |
Чангыс дыт |
2 |
Ооржак Кулчана В |
Долааналыг аян |
3 |
Куулар Эльвира О |
Шык |
4 |
Куулар Ольга Д |
Сеп суу |
5 |
Ооржак Шенне Ы |
Чинге Даш |
6 |
Монгуш Чойган С |
Соксаал |
7 |
Монгуш Белек-кыс Б |
Хараача-Ээр |
8 |
Ондар Лориса А |
«41» |
Приложение 2
План реализации проекта
Начальная ступень
№ |
месяцы |
тематика |
Предварительная работа |
Содержание работы на
экологической тропе |
Последующая работа |
1 |
Август |
Ягодные кустарники |
Рассматривание гербариев ягодных
кустарников |
Поиск ягодных кустарников на
участке леса |
Аппликация «Ягодки на кочке» |
2 |
Сентябрь |
1. Деревья на участке школы
2. Очистка экотроп |
Слушание звуков музыки в
природе – шум листвы и т.д. |
Рассматривание деревьев, опавших
листьев
Экодесант |
Разучивание песни «Лес до небес» |
3 |
Октябрь |
Живая и неживая природа
Лекарственные растения |
Слушание музыки у цикла «Времена
года» Беседа «Лекарственные растения» |
Поиск объектов живой и неживой
природы. Беседа о признаках живых организмов. Сбор лекарственных
растений |
Разучивание песен об осени |
4 |
Ноябрь |
Вода в природе |
Беседа о разных состояниях воды |
Поиск льда под снегом |
Рисование на тему «Кого река
повстречала на своем пути» |
5 |
Декабрь |
Деревья зимой (береза) |
Рассматривание силуэтов деревьев |
Рассказ о березе |
Беседа по схеме о том, что
интересного мы увидели во время экскурсии . тобразить это
схематично |
6 |
Январь |
Кто живет в лесу? |
Рассматривание животных в
альбоме |
Игра «Следопыты» поиск следов на
снегу |
Дидактическая игра «Маскируются
животные» |
7 |
Февраль |
Кто живет в лесу зимой? |
Слушание музыки «Времена года» |
Игра «Следопыты» поиск следов на
снегу |
Рассматривание фотографий
природы нашего края. Рисование «Зимний лес» |
8 |
Март |
Растения нашей местности |
Рассматривание гербариев
растений |
Рассматривание деревьев кустов
узнавание их по кронам. Беседа «Как животные проводят зиму?» |
Дидактическая игра «Отбери
животных нашего края»
Дидактическая игра «Что растет у
нас в лесу?» |
9 |
Апрель |
Вода: снег, лед, сосульки. |
Разучивание песен о весне |
Слушание звуков музыки в
природе: капель, журчание ручейков. Беседа о состояниях воды |
Рисование капели и передача
настроения ритмичными мазками |
10 |
Май |
Деревья весной |
Разучивание хоровода «Березка» |
Рассматривание почек деревьев и
кустарников. Беседа о весенних явлениях. Отгадывание загадок о
деревьях |
Цикл наблюдений за ветками |
Средняя ступень (5-8 классы) |
1 |
Август |
Лекарственные растения рядом с
нами |
Рассматривание гербариев
растений. |
Рассказ об их применении |
Аппликация «Зеленая аптека» |
2 |
Сентябрь |
Распространение семян ветром
Операция «Зеленая аптека»
|
Рассматривание семян, которые
имеют приспособления к переносу ветром |
Сбор лекарственных растений |
Организация фиточая |
3 |
Октябрь |
Летающие животные |
Дидактическая музыкальная игра
«Угадай, кто летает?» |
Беседа «Что помогает летать
животным» |
Проведение конкурса экотеатров |
4 |
Ноябрь |
Кто живет в реке Хемчик? |
Наблюдение |
Беседа о том как люди относятся
к реке. Что вы смогли бы сделать хорошего для реки |
Рисование водоохранных знаков |
5 |
Декабрь |
Деревья зимой |
Наблюдение |
Беседа о том, как зимуют деревья |
Конкурс рисунков «Зимний лес» |
6 |
Январь |
Следы на снегу |
Наблюдение |
Рассматривание следов на снегу |
Игра «Угадай кто идет» |
7 |
Февраль |
Следы на снегу |
Наблюдение |
Рассматривание следов на снегу |
Конкурс рисунков «зеленая
планета глазами детей» |
8 |
Март |
Растения нашей местности |
Рассматривание картин |
Трудовые десанты. Очистка
территории |
Участие в форуме «Зеленая
планета» |
9 |
Апрель |
Река весной |
Беседа «Значение реки в жизни
села» |
Очистка территории реки.
Наблюдение за рекой |
Участие в мероприятиях по
освящению родника |
10 |
Май |
Деревья и кусты весной. Летят
перелетные птицы |
Наблюдение за распусканием почек |
Рассматривание почек деревьев и
кустарников |
Слушание звуков музыки в
природе пение птиц. Участие в мероприятиях по освящению дерева. |
|
|
|
|
|
|
|
|